Шоу "Последний герой" на "Первом канале" — самый популярный проект недели как в Москве, так и по всей стране.
Показатели первого выпуска весьма внушительны — доля аудитории по России составила более 28% с рейтингом выше 10%. Получается, что каждый десятый зритель страны из тех, кто потенциально мог находиться у телеэкрана, смотрел в воскресенье "Последнего героя". Несмотря на то что это уже шестой сезон, пусть и с перерывом на четыре года.
"Последний герой" — это развлечение, но развлечение умное, а главное, наполненное психологизмом. Это, пожалуй, и отличает "Последнего героя" от многих развлекательных телепроектов. Более того, как ни парадоксально,— это еще и серьезный социальный срез, дающий богатую пищу для наблюдений и размышлений о человеческой природе.
Десятка два самых разных людей по собственной воле оказываются на необитаемом острове в абсолютно экстремальных условиях и готовы на все, чтобы получить в финале свои заветные 3 млн руб. Подбор участников и по возрасту, и по социальному статусу, и по географии страны очень разнообразный. Вне цивилизации, без зубной щетки, расчески, постельного белья и нормальной еды оказываются и официант, и водитель-дальнобойщик, и популярная актриса, и известный пародист, и управляющая по кадрам, и молодая певица, приехавшая в Россию из Германии. Ради победы герои шоу готовы на многое: отказаться от общения с близкими, копать землю, есть червей... Из программы в программу перед тобой мелькает широкая палитра человеческих характеров и психологических портретов: в "Последнем герое" предают, влюбляются, учатся дружить, иногда прощать. Герои дерутся, рыдают, не стесняясь окружающих, а иногда и вовсе переступают грань человеческих приличий. И все это безжалостно будет фиксировать телекамера. И все эти страсти оттеняют роскошные панорамные виды мирной флоры и фауны. А еще предусмотрены соревнования, где герои часто выглядят ужасно, и здесь им тоже главное выдержать и победить.
Казалось бы, с одной стороны, телевидение на примере "Последнего героя", погружая игроков в тяжелые условия и непривычную среду, эксплуатирует низменные человеческие инстинкты, играет на человеческих слабостях. Но ведь, с другой стороны, каждый игрок сам делает свой выбор, соглашаясь жить круглосуточно под наблюдением телекамер, желая либо проявить себя, либо заработать себе известность и денежный приз. Пять предыдущих выпусков доказывают, что миндальничать с тобой на острове никто не станет, и телевидение выжимает максимум из игроков, для того чтобы сделать шоу зрелищным. Так что правила здесь прозрачные и договор о продаже на равных.
Шестой сезон "Последнего героя", как и предыдущие, имеет свой подзаголовок "Забытые в раю". Как утверждают создатели, условия игры станут гораздо более жесткими и максимально отдаленными от человеческой цивилизации. Да и имидж новой ведущей шоу Ксении Собчак (видимо, для кого-то из зрителей это может стать отдельной приманкой) в коже, ремнях и ботинках (плетка здесь, думаю, тоже будет вполне органична) указывает на нешуточный характер страстей. Но все-таки ведущий — это не самая значительная деталь всего шоу. Хотя кто знает, какая роль будет отведена госпоже Собчак и как она себя проявит?! Пока же она чересчур старательно пытается быть другой, не той, какой чаще предстает на телеэкране, и по всему видно, что Ксении Собчак хочется научиться быть органичной в предлагаемых обстоятельствах "Последнего героя".
Главная же интрига первой программы была вокруг двух совершенно разных мужчин — писателя Виктора Ерофеева и артиста Никиты Джигурды. Более непохожих людей как по внутреннему, так и внешнему восприятию, которые вдруг неожиданно стали единомышленниками, трудно было себе представить. В этом тоже особенность телевидения. Согласившись участвовать в проекте, эти популярные мужчины, похоже, чего-то не учли. Писатель Ерофеев давно ведет весьма достойную программу "Апокриф" на канале "Культура", работает на радио. Артист Джигурда совсем недавно участвовал в шоу "Король ринга". Оба часто появляются на экране. Но, видимо, популярности все-таки хотелось больше, раз решили поехать на съемки "Последнего героя". Задолго до премьеры вышло несколько интервью, в которых Виктор Ерофеев, уже покинув остров, называл условия игры "Последнего героя" и отношение к участникам "фашистскими". Конечно, предложенные условия для игроков шоу трудно назвать комфортными. Но ведь таковы правила. Есть пять предыдущих сезонов, которые легко пересмотреть на DVD, прежде чем соглашаться на участие.
А итог оказался абсолютно очевидным: оба героя оказались по-мужски неприглядными. Из всех участников шоу только Виктор Ерофеев и Никита Джигурда остались на барже, которая доставляла участников до места игры; только они отказались добираться до островов вплавь вместе с остальными, включая совсем юных девушек и женщин. Конечно, искусство монтажа и мстительность телевизионщиков за нелестную характеристику проекта способны на многое. Бесконечный мат в устах артиста Джигурды, "перекрытый" в эфире "бипом", и язвительные отзывы участников "Последнего героя" о своих бывших соратниках по игре — ход предсказуемый и, в общем, даже лишний. Но при всем желании смонтировать нежелание двух взрослых и крепких мужчин, отказавшихся при первых реальных трудностях участвовать в игре, на которую они сначала зачем-то охотно согласились, вряд ли возможно даже при современных телевизионных технологиях. И симпатии зрителей Виктору Ерофееву и Никите Джигурде вряд ли удалось завоевать.
То, что новый сезон "Последнего героя" будет жарким, указывает и время выхода программы. Предыдущие пять сезонов традиционно выходили на "Первом канале" в самый прайм-тайм, по субботам, около 19.00. В этот раз время выбрано позднее: воскресенье, 22.00. И это тоже подтверждение тому, что игра рассчитана не только на тех, кто привык к массовому развлечению, а скорее, для тех, кто телевизор включает редко. Судя по всему, "Последний герой" смотрит много молодых зрителей. У аудитории от 18 до 45 лет по стране доля и вовсе за 33%. Впрочем, выбранное каналом позднее время для "Последнего героя", похоже, еще и возможность для свободного маневра в показе жестких и экзотических сцен в отношениях между героями игры. Тех, которых якобы забыли в раю.
Обаяние телевизионной дискуссии
На "Первом канале" умеют делать события. Причем и когда есть из чего делать, и даже когда не из чего. В последнем случае это особый дар, который на телевидении дан очень немногим. Первая в новом сезоне премьера популярного ток-шоу "Закрытый показ" вновь собрала у телеэкрана большое количество зрителей. В центре обсуждения был фильм, который еще до выхода в эфир так же, как и в случае с "Последним героем", вызвал бурное обсуждение, и даже скандал. "Мой муж — гений" — это художественный фильм, снятый по одноименной книге Коры Ландау, жены великого физика Льва Ландау. Совершенно типовой, лишенный высокохудожественных достоинств, но вполне нескучно сделанный фильм можно было бы и вовсе опустить как формат особого внимания. Да и рейтинг для пятничного прайм-тайма хоть и был выше обычного (доля в среднем около 20%), но все-таки не самый впечатляющий. А по степени шокирующей откровенности, которая возникает после прочтения книги жены Ландау, фильм кажется просто невинным произведением. Впрочем, две сцены фильма, когда Кора Ландау в нижнем белье на новогоднем вечере на глазах у почтенной научной публики ползает на коленях перед мужем, а под финал фильма в больничной палате раздевается догола перед только что пришедшим в сознание после многомесячной комы Ландау, да еще не одна, а в паре с его любовницей, выглядят явным перебором. А главное, что это мало что добавляет к и без того ремесленно сделанной картине.
Но был скандал. Академики, ученики Льва Ландау возмутились качеством фильма "Мой муж — гений", тем, каким предстал перед зрителями великий академик и его частная жизнь. Жаль, кстати, что не нашлось потомков Александра Пушкина, которые бы вот так дружно возмутились бы фильмом Натальи Бондарчук "Последняя дуэль" о частной жизни великого поэта... Но "Закрытый показ" тем и интересен, что есть возможность обсудить и услышать мнения всех заинтересованных сторон, а зритель уже сам делает вывод, кто прав, а кто нет и чья точка зрения ему ближе, а может быть, совершенно безразлична.
К началу обсуждения фильма "Мой муж — гений" доля "Первого канала" заметно выросла — до 25%. И это после полуночи! Причем по традиции "Закрытый показ", похоже, привлекает тоже очень разных зрителей, в том числе тех, которых редко заманишь к телевизору. И уже в этом ценность этого ток-шоу. Сегодня на основных телеканалах почти нет дискуссионных форматов. Разностороннее обсуждение, разговор, как правило, неглупых, думающих людей — это всегда занимательно. И даже когда разговор пробуксовывает и не складывается, как это было в последнем "Закрытом показе" (тут и ученые вдруг стали обсуждать скорее частное и интимное, чем общественно наболевшее, да и ведущий Александр Гордон сыграл не на своем поле, а более близком к "желтому" формату), это все равно вызывает эмоции, желание спорить и думать. И поэтому лучше, когда дискуссия есть, чем ее не будет вовсе.
Например, на канале "Россия" историческое ток-шоу "Имя Россия" как телевизионный проект не сложилось. Сам формат получился "неживой", да к тому же и время выхода постоянно плавающее. Тем не менее и эта дискуссия еженедельно находит своего зрителя. Доля аудитории колеблется в среднем от 14 до 16%. Не так много. Но и немало для тех, кто фактически в ночном эфире хочет смотреть и слушать обсуждения известных людей о том, как они относятся к своим именитым историческим персонажам, среди которых надо будет выбрать самого выдающегося деятеля прошлого. Ведь не грязью же друг друга поливают участники этих дискуссий, а спорят, аргументируют, убеждают друг друга. И зритель вслед за ними тоже думает и размышляет. И такая просветительская роль у нашего телевидения хоть редко, но все-таки случается.
Арина Ъ-Бородина