Канал «Дождь» впервые в стране решил привлечь на телевидение тех, кто традиционно никогда не смотрел ТВ. Вместо привычного телевизионного контента канал транслирует «умные» шоу и острые политические новости. Гендиректор телеканала «Дождь» НАТАЛЬЯ СИНДЕЕВА поделилась с корреспондентом РБК daily КАТЕРИНОЙ КИТАЕВОЙ творческими планами и рассказала о поисках инвесторов.
— Традиционно для всего телевизионного рынка наступает новый сезон. На телеканале «Дождь» готовятся к этому или же вы, как «новое телевидение», живете по своим правилам?
— Конечно, в новом сезоне у нас планируется много премьер. Уже идет программа «Другие выборы», в которой мы следим за ходом предвыборной гонки в США. В воскресенье стартует передача «Госдеп-3» — теперь она переехала к нам. Мы сомневались, запускать проект или нет: все-таки это дорогой и тяжеловесный в производстве формат. Но решили, что каналу и зрителю необходимо такое большое ток-шоу. Одна из самых ярких премьер — программа «Вид сверху» с Ксенией Собчак и Михаилом Зыгарем. Ведущие облетят всю Москву и область на вертолетах. Но пока не буду раскрывать карты — детали узнаете в день премьеры, 19 сентября. С 11 сентября стартует первая в России политическая игра-симулятор «Битва политтехнологов», где в прямом эфире «серые кардиналы» выборного процесса будут проводить короткие и яркие предвыборные кампании, а победителя определят зрители. С октября мы запустим «Завтраки с Аленой Долецкой», готовим проект с Парфеновым, Павлом Лобковым.
— Какие проекты закрываете?
— Перестанет выходить программа «Мгновения», но запустится новое игровое шоу с Алексом Дубасом «Тарантинки» — известная игра, увековеченная Квентином Тарантино в фильме «Бесславные ублюдки», в которую вместе с ведущим и гостями смогут в прямом эфире сыграть и телезрители. Программа «Ливень» изменит формат, с Михаилом Козыревым будет еще один проект — «Козырев online». Это интерактивный формат по итогам информационной картины дня, возможность для зрителей обсудить с ведущим самые горячие темы дня и высказать свое мнение любым способом — через телефонные звонки, SMS и социальные сети. Программа будет выходить каждый вторник и четверг сразу после итоговых новостей.
— В будущем смогли бы заказывать телепроекты у продакшн-компаний вроде «Красного квадрата» или пока для вас выгоднее и дешевле своими силами создавать контент?
— Сейчас мы живем в очень экономном формате, все ресурсы, каждый квадратный метр эксплуатируются на 500%, поэтому собственное производство стоит дешевле. Но у каждого проекта есть свой бизнес-план: мы четко понимаем, сколько стоит производство, сколько в нем дополнительных расходов, каков потенциал привлечения спонсорских денег. И если сторонний продакшн будет выгоднее, то мы с удовольствием воспользуемся этой возможностью.
— Можете назвать примерную сумму, сколько вам требуется на запуск нового проекта?
— Много денег уходит на декорации. Самые дорогие были этим летом в парке Горького, где мы строили студию под открытым небом для проекта Евро-2012, — около 1 млн руб.
Реклама и конкуренты
— Сейчас у «Дождя» есть конкуренты?
— Относительно рекламных бюджетов, наверное, мы конкурируем с РБК-ТВ — они работают на бизнес-аудиторию, а среди наших зрителей она ярко представлена. Мы боремся за одного рекламодателя. А если говорить про контент, то я не вижу здесь конкурентов — пока.
— Вы в курсе, что Сергей Минаев и Антон Красовский запускают интернет-канал? Как вы думаете, они заберут у вас часть аудитории?
— Появление качественных конкурентов в неэфирном пространстве увеличивает полноценность рекламного сегмента. И это хорошо.
— На канале начинает появляться реклама. Демьян Кудрявцев (см. РБК daily от 27.07.12), и не только он, говорил, что рекламодатели боятся таких медиа, как «Дождь». Это правда?
— Полтора года назад, когда еще не было понятно, что такое «Дождь», кто его смотрит, насколько стабилен, — наверное, боялись. Это был очень короткий период. Сейчас интерес растет, рекламодатель ищет качественную аудиторию в телесмотрении, а у нас она есть. С прошлого года мы увеличили коммерческие продажи в восемь раз. С нами сотрудничают все крупные агентства, интересуются селлеры.
— Правильно я понимаю, что ваши рекламные возможности и инвентарь — как телеканала, так и Интернета — продает «Видео Интернешнл»?
— Не совсем так. С 1 августа «Видео Интернешнл» взяла нас в тест на продажу телерекламы на неэксклюзивной основе. То есть рекламу продают и они, и мы. В таком режиме мы договорились пожить до середины осени, а там посмотрим на результат и примем решение. Спонсорские проекты мы продаем сами.
— Какие товарные категории рекламодателей, бренды приходят сейчас на «Дождь»?
— Автомобили, банки, страховые компании, гаджеты, телекоммуникационные компании, операторы связи, турагенства, авиакомпании, одежда, торговые сети, девелоперы, товары категории люкс.
— Сейчас «Дождь» окупаем?
— Нет, пока не выходит. Очень растут расходы, так как нельзя стоять на месте, необходимо развиваться, увеличивать наше присутствие во всех средах, обновлять технический парк. Все премьеры нового сезона дорогие.
— И даже возросший доход от продажи рекламы не позволяет вам выйти на окупаемость?
— По бизнес-плану мы планируем выйти на самоокупаемость к середине 2013 года. Как получится на самом деле — посмотрим, многие прогнозируют кризис. Но мы уверенно растем, увеличивается технический охват, аудитория. У нас амбициозные планы по увеличению нашей доли в телесмотрении, растет число просмотров и уникальных пользователей на сайте. Интересная для рекламодателей аудитория. Все это дает мне уверенность в том, что бизнес-план будет выполнен.
— В одном интервью вы говорили, что рассчитываете на думающую продвинутую аудиторию, которую не может охватить ни один канал. Действительно есть такая аудитория и сколько это домохозяйств?
— По данным TNS, наша месячная аудитория насчитывает около 6 млн зрителей, но сколько из них «сливок», сказать сложно. Наверное, таких домохозяйств не так много, но они дорого стоят. Я точно знаю, что нас смотрит вся политическая и бизнес-элита, топ-менеджеры, общественные деятели и люди искусства.
— Много людей смотрят «Дождь» в регионах?
— Если говорить о телесмотрении, то в регионах оно выше — у нас очень хорошее покрытие по России, мы есть в пакетах «Триколора» и «Континент ТВ», присутствуем во всех крупных региональных кабельных сетях, сейчас входим в пакет «Ростелекома». В столице «Дождь» больше смотрят в Интернете, гаджетах, мобильных приложениях.
— На какую целевую группу вы работаете? Можете назвать границы?
— Это 25—60 лет. Хотя нас смотрят студенты, и их много. Была статистика по четырем основным вузам страны — МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ и РЭШ. Фактически единственный телеканал, который смотрят студенты этих вузов, — «Дождь».
Инвестмеморандум
— Вы до сих пор финансируете проект из своего кармана? Почему вы не найдете инвестора?
— Да, финансируем сами. Рассматриваем привлечение инвесторов. Но для нас это важный идеологический и стратегический вопрос, к нему нужно очень взвешенно подходить.
— Есть ли такие инвесторы, которые готовы понимать вашу специфику канала?
— Да. Сейчас есть несколько предложений. Мы заканчиваем подготовку инвестиционного меморандума, с которым переговоры обретут предметный характер.
— Многие телевизионщики одновременно критикуют телеканал «Дождь» за его непрофессиональность и тут же восхищаются вашим трудом. Основная претензия технического плана: на канале мало зрелищности и визуального видеоряда, это похоже больше на «радио с картинкой». Что вы им ответите на такую критику?
— Я могу сказать, что, например, на телеканале Fox News — по формату мы ориентируемся на него — вообще нет видеоряда. Там есть корреспонденты, которые рассказывают о происходящем, ведущие в студии, не меняющаяся декорация. Но его интересно слушать, потому что захватывает качество информации, держит харизма ярких и интересных ведущих. Это не развлечение, а формат для тех, кто думает. Так же и на «Дожде». Единственное, что есть у них и нет у нас, — это красивые телемосты в очень хорошем качестве. Мы для связи часто пользуемся скайпом, отчего страдает картинка. Будем улучшать технологические возможности.