Вчера новый состав КСТР провел свое первое заседание. В повестке дня значился единственный вопрос - выборы председателя. Путем открытого голосования им был избран наш коллега, главный редактор молодежной газеты "Puls" Корнелиу Михалаке. Свое первое интервью в новом качестве он дал "Независимой Молдове".
-Поздравляем вас с новой должностью. Наверное, она не столько почетна, сколько ответственна. Вам, вероятно, придется столкнуться с большим количеством проблем. Вы их уже видите?
-Может быть, одна из проблем - переход от творческой деятельности к получиновничьей. Все-таки КСТР - это госструктура, хотя там большой элемент творческий сохраняется, но и канцелярщины немало, а это я не очень люблю. Но я воспринимаю эту должность как провокацию в хорошем смысле слова. Провокацию, которая подстегивает, заставляет мыслить по-новому, становиться лучше, профессиональнее, сильнее. Такие провокации мне нравятся.
-А то, что на вас будут валиться все шишки?
-А я к этому готов, более того, как скандальный журналист успел привыкнуть к этому. Я знаю прекрасно, что многие люди, которые изначально не восприняли ни новый Координационный совет, ни меня в этом Совете, свое отношение не изменят. Но я не буду менять свой имидж в угоду тем, кто хочет, чтобы я реагировал на каждое их заявление. Думаю, это мнение разделят и другие члены КСТР. У каждого из нас есть свое прошлое, и если в качестве журналистов мы были кому-то неугодны, мы уже обросли недоброжелателями, в том числе и влиятельными, но мы не будем идти у них на поводу.
-Уже поговаривают о вашей личной ангажированности. Ведь вы были главным редактором коммунистической молодежной газеты. Можно ли тогда ожидать от вас свободы действий - в рамках законности, естественно, - на новом посту?
-Вы имеете в виду, что ПКРМ будет давить на меня, как на члена партии? Ну, во-первых, лично я не ощущал никакого давления и возглавляя партийную газету, это заявляю со всей ответственностью. Во-вторых, как председатель КСТР я приостановил свое членство в партии. В третьих, я считаю, свободен не тот человек, который называет себя либералом, а тот, который свободен внутренне. Почему-то наши либералы считают свободными только себя, отказывая в этом приверженцам другой идеологии. Да, сегодня я не имею права делать политических заявлений, но оставляю за собой право иметь собственное мнение. Я свободен.
-Устраивает ли вас состав КСТР с точки зрения профессионализма?
-Так вопрос ставить нельзя. Мы не должны мыслить категориями устраивает - не устраивает. Этот состав Координационного совета уже существует, и я вижу две основные его задачи: это транспарентность принимаемых им решений и вообще работы и создание нормального коллектива. Естественно, в этом коллективе будут разные мнения, возможно, со временем возникнут, возможно, даже какие-то фракции. Ну и что? Это классно, когда есть разные мнения.
Я противник машины для голосования, когда все послушно тянут вверх правую руку. Все решения, как и написано в законе, должны быть аргументированны. Проще их аргументировать, если истина рождается в споре.
-В чем вы видите основные проблемы нашего медийного пространства?
-Основная проблема - это отсутствие профессионалов. У меня есть теория замкнутого круга: в нашу журналистику не идут деньги, поэтому здесь нет большого притока талантливой молодежи, а так как этого притока нет, то журналистика у нас низкого уровня, и соответственно, здесь нет денег.
Когда я слышу про цензуру, мне смешно. В основном, у нас есть самоцензура, которая исходит из непрофессионализма журналистов, считающих, что есть какие-то моменты, которые могли бы кому-то там, наверху, не понравится.
У нас журналисты сами себя разделили на два лагеря - на проправительственных и оппозиционных. И работают так, как им кажется правильным. И этим нередко портят имидж тем, на кого они работают или думают, что работают. Вспомните, сколько скандалов было связано с радио "Antena C" и телеканалом "Euro-TV Chisinau". Сколько кричали о том, что их душат! Но если честно, с профессиональной точки зрения посмотреть, передачи этих СМИ никак нельзя назвать объективными. Когда я по "Euro-TV" смотрю ток-шоу, второго мнения там не нахожу. Точно так же, как в некоторых передачах Национального ТВ.
Но КСТР не имеет права вмешиваться в творческий процесс, он должен заниматься мониторингом.
-И только в этом вы видите его задачу?
-А что, вы видите основную задачу КСТР в том, чтобы прессинговать? Это стереотип, который почему-то сложился. Но давайте уходить от стереотипов.
По закону, КСТР - это структура, которая занимается экспертизой, мониторингом, лицензированием. Конечно, теоретически лицензирование представляет собой некоторый рычаг давления: КСТР выдает разрешение на вещание, но может и лишить его. Согласен. Но иначе КСТР вообще не воспринимали бы всерьез. Другое дело, как пользоваться этим рычагом.
У нас очень хорошие законы и очень плохие бюрократы. Давайте хотя бы на уровне стереотипов откажемся от восприятия КСТР как бюрократического органа. Это чиновничий механизм только на бумаге. На самом деле, там сильный элемент творчества. Давайте сделаем этот орган помощником для СМИ, а не цербером. Именно этим я намерен заняться.
Юлия СЕМЕНОВА
(ЮДОВИЧ)